В 2024-2025 учебном году в школе обучается 148 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для них создаются специальные условия для воспитания и обучения. Школа оборудована специальными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами спорта. Во всех учебных кабинетах расширены дверные проемы, имеются специальные средства для обучения и воспитания, специальные учебники и учебные пособия.
Данная страница разработана в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью) и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".
Материально-техническая база реализации АООП соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, предъявляемым к:
- участку (территории) организации (площадь: 4355 кв.м, инсоляция: естественное освещение в пределах нормы, освещение: по периметру здания установлено 4 прожектора и 4 осветительных прибора над дверями эвакуационных выходов, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации и их оборудование: учебный корпус, складское помещение, теплица, игровая зона, спортивная зона);
- зданию организации (высота и архитектура здания: здание двухэтажное, кирпичное, высота 7 метров, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь: 1 461,5 кв.м., освещенность: в здании имеется светодиодное и люминесцентное освещение, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых обеспечивает возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности: в учебных кабинетах имеются зоны для индивидуальных и групповых занятий, игровые зоны и зоны отдыха);
- помещениям библиотек (площадь: 27, 5 кв. м., размещение рабочих зон, наличие читального зала: имеется, медиатеки: имеется, число читательских мест: 12 мест);
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков: обеденный зал 42, 6 кв.м., пищеблок 36, 9 кв. м., кладовая 10,9 кв.м.;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой: учебный кабинет 29,3 кв. м., изобразительным искусством 37, 3 кв. м., техническим творчеством 38, 3 кв.м., естественнонаучными исследованиями 38, 4 кв.м.;
- спортивному залу: 155, 9 кв.м., игровому и спортивному оборудованию: теннисный стол, мячи, беговая дорожка, скамейки гимнастические, маты гимнастические, обручи, спортивные снаряды и т.д.;
- помещениям для медицинского персонала: медицинский кабинет 9, 5 кв.м., процедурный кабинет 9, 4 кв.м.;
- мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю: учебная мебель (парты, стулья, шкафы), мебель для преподавателей, хозяйственный инвентарь;
- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, носители цифровой информации: бумага для рисования, офисная бумага, маркеры для досок, ручки, бумага для конструирования, карты памяти и usb-накопители).
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети "Интернет" и другое);
- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
- планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- размещения материалов и работ в информационной среде организации;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
- организации отдыха и питания;
- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов.
Организация самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательной деятельности, например: за счет участия в грантовой деятельности.
Материально-техническое обеспечение реализации АООП соответствует не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
- организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
- организации временного режима обучения;
- техническим средствам обучения;
- специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
- соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
- обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
- соблюдения пожарной и электробезопасности;
- соблюдения требований охраны труда;
- соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Организация обеспечивает отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования. Все вовлечённые в образовательную деятельность имеют доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.
Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): кабинет логопеда 22, 7 кв.м. , психологической разгрузки 29, 0 кв. м., кабинет дефектолога 20, 4 кв. м., кабинет домоводства 18, 9 кв. м.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации АООП НОО РАС, АООП НОО НОДА и АООП обучающихся с умственной отсталостью.
1) О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
а) о наличии оборудованных учебных кабинетов (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
В учебных кабинетах созданы условия для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- расширен дверной проем;
- имеются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальное оборудование.
Наименование объекта | Кол-во кабинетов | Кол-во мест одного учебного кабинета | Фотографии |
Учебные кабинеты | 9 | 12 | |
Столярная мастерская | 2 | 9 | |
Швейная мастерская | 2 | 9 | |
Кабинет логопедической коррекции | 1 | 6 | |
Кабинет психологической разгрузки | 1 | 7 | |
Кабинет домоводства | 1 | 10 | |
б) о наличии оборудованных объектов для проведения практических занятий (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
Для проведения практических занятий используются столярные мастерские, швейные мастерские, кабинет домоводства и теплица.
Созданы условия для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- расширен дверной проем;
- имеются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальное оборудование.
Наименование | Количество | Фотография |
Столярная мастерская | 2 | |
Швейная мастерская | 2 | |
Кабинет домоводства | 1 | |
Теплица | 1 |
в) о наличии оборудованных библиотек (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
В библиотеке созданы условия для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- расширен дверной проем;
- отсутствует порог;
- имеются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы.
Наименование объекта | Площадь объекта, м2 | Количество мест | Фотографии |
Библиотека | 27,5 | 7 |
Перечень учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе >>>
г) о наличии оборудованных объектов спорта (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
Созданы условия для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- расширены дверные проемы;
- имеется специальное оборудование.
Наименование | Количество | Фотография |
Спортивный зал | 1 | |
Волейбольно-баскетбольная площадка | 1 | |
Футбольное поле | 1 | |
Игровые площадки | 1 | |
Спортивные уличные сооружения | 1 |
д) о наличии оборудованных средств обучения и воспитания (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
В 2024-2025 учебном году в школе обучается 116 детей-инвалидов и 1 инвалид.
Для данной категории обучающихся в школе имеются специальные средства обучения и воспитания (специальные учебники и учебные пособия, образовательные программы, специальное оборудование и др.).
В 2017 году в рамках программы "Доступная среда" в школе было приобретено следующее оборудование >>>
В 2018 году установлены информационно-тактильные знаки на контрастном фоне со шрифтом Брайля.
В 2019 году в рамках проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Учреждении оборудованы швейные мастерские, столярные мастерские. кабинет педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, кабинет биологии.
Средства обучения и воспитания по учебным кабинетам >>>
е) о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
IT–инфраструктура образовательной организации включает в себя 1 компьютерный класс, 38 компьютеров, 5 принтеров, в том числе 2 цветных, 9 многофункциональных устройств, 3 копировальных аппарата, 13 проекторов, 1 интерактивная доска, 3 интерактивные панели. Доступный скоростной Интернет и электронная почта. Все компьютеры в школе объединены в локальную сеть, которая обеспечивает выход в Интернет.
ж) об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
Название | Ссылка |
Сайт заместителя директора Куклевой Ольги Валерьевны | |
Сайт учителя математики Алексеевой Ираиды Николаевны | |
Сайт учителя-логопеда Ласановой Надежды Алексеевны |
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
Название | Ссылка |
Министерство просвещения Российской Федерации | |
Федеральный портал "Российское образование" | |
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" | |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | |
Федеральный портал "Российское образование" | |
Российский общеобразовательный портал | |
Информационно-коммуникационные технологии в образовании | |
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | |
Портал информационной поддержки ЕГЭ | |
Портал информационной поддержки ГИА | |
Министерство образования и науки РФ | |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | |
Федеральный институт педагогических измерений | |
Министерство образования и молодежной политики ЧР |
з) о наличии общежития, интерната (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
Общежитие и интернат отсутствуют.
2) О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
а) об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе имеется отдельный вход с пандусом. Лестницы оснащены поручнями для детей с ограниченными возможностями здоровья. При входе в школу имеются информационно-тактильные таблички для слепых (шрифт Брайля) с названием школы и графиком работы, планом здания. Также имеется кнопка вызова помощника с надписью, продублированной шрифтом Брайля. Входная группа и санитарный узел оснащены тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих, кнопками вызова помощника. Во всех кабинетах имеются широкие двери. Имеется ступенькоход для передвижения по лестнице с первого этажа на второй этаж, 2 механических кресел колясок для передвижения по школе лиц с нарушением ОДА.
Входная группа | |
Визуально-акустические табло, тактильные пиктограммы | |
Вход, оборудованный пандусом | |
Лестницы оборудованы поручнями | |
Санитарно-гигиеническая комната для МГН | |
Ступенькоход |
б) о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
- компьютеры;
- мультимедийные проекторы;
- интерактивные доски;
- оборудование логопедического кабинета;
- оборудование кабинета дефектолога;
- оборудование кабинета психологической разгрузки;
- сенсорные панели.
3) об условиях охраны здоровья обучающихся (в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья):
В школе медицинское обслуживание осуществляет БУ ЧР "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии по договору от 10 января 2019 г. №30 (бессрочно). В школе имеются медицинский и процедурный кабинеты для оказания медицинской помощи и охраны здоровья обучающихся. Созданы условия для инвалидов и лиц с ОВЗ: - расширены дверные проемы; - имеется специальное оборудование. |
Наименование объекта | Площадь объекта, м2 | Количество мест | Фотографии |
Медицинский кабинет | 9,5 | 1 | |
Процедурный кабинет | 9,4 | 1 |