Доступная среда

В 2023-2024 учебном году в школе обучается 137 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 107 инвалидов. Для них создаются специальные условия для воспитания и обучения. Школа оборудована специальными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, объектами спорта. На дверях центрального входа здания, на лестницах школы присутствуют жёлтые предупреждающие знаки. Входная группа и санитарный узел оснащены тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих, кнопками вызова помощника. Во всех кабинетах имеются широкие двери. Имеется ступенькоход для передвижения по лестнице с первого этажа на второй этаж, 2 механических кресел колясок для передвижения по школе лиц с нарушением ОДА.

Данная страница разработана в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью) и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации".

Материально-техническая база реализации АООП соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников организаций, предъявляемым к:

  • участку (территории) организации (площадь: 4355 кв.м, инсоляция: естественное освещение в пределах нормы, освещение: по периметру здания установлено 4 прожектора и 4 осветительных прибора над дверями эвакуационных выходов, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации и их оборудование: учебный корпус, складское помещение, теплица, игровая зона, спортивная зона);
  • зданию организации (высота и архитектура здания: здание двухэтажное, кирпичное, высота 7 метров, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь: 1 461,5 кв.м., освещенность: в здании имеется светодиодное и люминесцентное освещение, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, для активной деятельности и отдыха, структура которых обеспечивает возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности: в учебных кабинетах имеются зоны для индивидуальных и групповых занятий, игровые зоны и зоны отдыха);
  • помещениям библиотек (площадь: 27, 5 кв. м., размещение рабочих зон, наличие читального зала: имеется, медиатеки: имеется, число читательских мест: 12 мест);
  • помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков: обеденный зал 42, 6 кв.м., пищеблок 36, 9 кв. м., кладовая 10,9 кв.м.;
  • помещениям, предназначенным для занятий музыкой: актовый зал 58, 6 кв. м., изобразительным искусством 37, 3 кв. м., техническим творчеством 38, 3 кв.м., естественнонаучными исследованиями 38, 4 кв.м.;
  • актовому залу 58, 6 кв.м.;
  • спортивному залу: 155, 9 кв.м., игровому и спортивному оборудованию: теннисный стол, мячи, беговая дорожка, скамейки гимнастические, маты гимнастические, обручи, спортивные снаряды и т.д.;
  • помещениям для медицинского персонала: медицинский кабинет 9, 5 кв.м., процедурный кабинет 9, 4 кв.м.;
  • мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю: учебная мебель (парты, стулья, шкафы), мебель для преподавателей, хозяйственный инвентарь;
  • расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, носители цифровой информации: бумага для рисования, офисная бумага, маркеры для досок, ручки, бумага для конструирования, карты памяти и usb-накопители).

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети "Интернет" и другое);
  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
  • планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • размещения материалов и работ в информационной среде организации;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
  • организации отдыха и питания;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов.

Организация самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательной деятельности, например: за счет участия в грантовой деятельности.

Материально-техническое обеспечение реализации АООП соответствует не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с умственной отсталостью.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

  • организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения;
  • специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

  • соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
  • обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
  • соблюдения пожарной и электробезопасности;
  • соблюдения требований охраны труда;
  • соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Организация обеспечивает отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с педагогом-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы на всех участников процесса образования. Все вовлечённые в образовательную деятельность имеют доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в организации. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В случае необходимости организации удаленной работы специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

Организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): кабинет логопеда 22, 7 кв.м. , психологической разгрузки 29, 0 кв. м., кабинет дефектолога 20, 4 кв. м., кабинет домоводства 18, 9 кв. м.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации АООП НОО РАС, АООП НОО НОДА и АООП обучающихся с умственной отсталостью.

1) о специально оборудованных учебных кабинетах:

- во всех учебных кабинетах расширены дверные проемы;

- имеются специальные средства для обучения и воспитания,

- специальные учебники  и оборудование.


Учебный класс
9


Кабинет логопедической коррекции
1


Кабинет психологической разгрузки 
1


Кабинет дефектолога1


2) об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

-  расширены дверные проемы;

- имеются специальные средства для обучения и воспитания,

- специальные учебники  и оборудование.

Столярная мастерская
2


Швейная мастерская
2


Кабинет домоводства 
1


Теплица
1


3) о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

-  расширены дверные проемы;

- имеются специальные учебники  и оборудование.


Библиотека
1


4)  об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

-  расширены дверные проемы;

- имеется специальное оборудование.

         
Спортивный зал 
1


Волейбольно-баскетбольная площадка
1


Футбольное поле 
1


Игровые площадки 
1


Спортивные уличные сооружения1



5) о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В 2023-2024учебном году в школе обучается 137 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 107 инвалидов.

Для данной категории обучающихся в школе имеются специальные средства обучения и воспитания (специальные учебники и учебные пособия, образовательные программы, специальное оборудование и др.).

В 2017 году в рамках программы "Доступная среда" в школе было приобретено следующее оборудование >>>

В 2018 году установлены информационно-тактильные знаки на контрастном фоне со шрифтом Брайля.

В 2019 году в рамках проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Учреждении оборудованы швейные мастерские, столярные мастерские. кабинет педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, кабинет биологии.


Средства обучения и воспитания по учебным кабинетам >>>


6) об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:

       

В школе имеется отдельный вход с пандусом. Лестницы оснащены поручнями для детей с ограниченными возможностями здоровья. При входе в школу имеются информационно-тактильные таблички для слепых (шрифт Брайля) с названием школы и графиком работы, планом здания. Также имеется кнопка вызова помощника с надписью, продублированной шрифтом Брайля. Входная группа и санитарный узел оснащены тактильно-визуальными знаками доступности для слабовидящих, кнопками вызова помощника. Во всех кабинетах имеются широкие двери. Имеется ступенькоход для передвижения по лестнице с первого этажа на второй этаж, 2 механических кресел колясок для передвижения по школе лиц с нарушением ОДА.


Входная группа

  

Визуально-акустические табло, тактильные пиктограммы 


Вход, оборудованный пандусом 


Лестницы оборудованы поручнями 


Санитарно-гигиеническая комната для МГН


Ступенькоход


7) о специальных условиях питания:

Диетическое меню в школе отсутствует.

Школа организует двухразовое питание обучающихся самостоятельно. В штате школы имеются шеф-повар, кухонный рабочий и кладовщик.

Форма обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей  по питанию >>>

В школе  организовано двухразовое питание. Меню составляется на 10 дней, что позволяет более практично распределить продукты, с учетом их калорийности, химического состава и их совместимости. В меню включаются разнообразные  салаты из овощей и фруктов, кисло-молочные продукты и т.д. в осенне-весенний периоды. 


Цикличное меню рационов питания учащихся от 7 до 11 лет >>>

Цикличное меню рационов питания обучающихся от 12 лет и старше >>>


Столовая



8) о специальных условиях охраны здоровья:

-  расширены дверные проемы;

- имеется специальное оборудование.

В школе медицинское обслуживание осуществляет БУ ЧР "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии по договору от 10 января 2019 г. №30 (бессрочно).

  • Основные направления охраны здоровья:
  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания обучающихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
  • обеспечение безопасности обучащиюхся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.Оказание первичной медико-санитарной помощи.

В школе имеются медицинский и процедурный кабинеты для оказания медицинской помощи и охраны здоровья обучающихся.


Медицинский кабинет


Процедурный кабинет



9) о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

    

IT–инфраструктура учреждения включает в себя компьютерный класс, 38 компьютеров, 14 принтеров и многофункциональных устройств, в том числе 2 цветных, 12 проекторов, 1 интерактивная доска, 3 интерактивных панели.  Доступный скоростной Интернет (100Мб/с) и электронная почта. Все компьютеры в школе объединены в локальную сеть, которая обеспечивает выход в Интернет. Все участники образовательного процесса (учителя, родители, обучающиеся) школы имеют доступ к ИС "Сетевой город. Образование".

10) об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы 

 

Название

Ссылка

Сайт заместителя директора Куклевой Ольги Валерьевны

https://logoped17.ucoz.ru/

Сайт учителя математики Алексеевой Ираиды Николаевны

https://matematika61.ucoz.ru/

Сайт учителя-логопеда Ласановой Надежды Алексеевны

https://logoped3.ucoz.ru/

 

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы 

 

Название

Ссылка

Министерство просвешения Российской Федерации

http://edu.gov.ru/

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru/

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru/

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.ict.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru/

Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.ege.edu.ru/

Портал информационной поддержки ГИА

http://gia.edu.ru/

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

http://www.obrnadzor.gov.ru/

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Министерство образования и молодежной политики ЧР

https://obrazov.cap.ru/


11) о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: 

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:

  • компьютеры;
  • мультимедийные проекторы;
  • интерактивные доски;
  • оборудование логопедического кабинета;
  • оборудование кабинета дефектолога;
  • оборудование кабинета психологической разгрузки;
  • сенсорные панели.

12) о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежития и интернат отсутствуют.