В период с 14 по 21 февраля 2019 года в БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» прошла неделя, посвященная Международному дню родного языка.
Цель проведения недели: формирование чувства уважения к родному языку, родной земле, повышение интереса к изучению предмета.
Задачи:
1. Расширить познавательный и культурный кругозор обучающихся.
2. Вызвать интерес обучающихся к изучению языков.
3. Развивать художественное восприятие окружающего мира.
4. Стимулировать эмоциональную отзывчивость.
Неделя проходила согласно плану, принятому на заседании МО учителей естественно-гуманитарного цикла.
На подготовительном этапе был запланирован целый ряд разнообразных мероприятий, которые, по мнению учителей, смогли бы охватить наибольшее количество обучающихся независимо от их способностей и знаний.
К проведению недели учителя подошли творчески, стараясь использовать на своих уроках и мероприятиях нестандартные приемы и технологии. Обучающиеся имели возможность участвовать в конкурсах, викторинах, инсценировках, что, безусловно, способствовало развитию их познавательного интереса.
Открытие Недели началось с торжественной линейки, на которой обучающиеся были ознакомлены с программой «Недели родного языка». Также прозвучали стихи о языках, обучающиеся были ознакомлены с историей возникновения праздника «День родного языка».
В школьной библиотеке была организована выставка «Чувашия – край мой родной», где обучающиеся могли любоваться красотой родного края, взять в руки яркие книжки и почитать о родной Чувашии.
18 февраля классными руководителями школы проведены единые классные часы, посвященные Международному Дню родных языков «В Чувашии живем семьей единой». Обучающимся рассказали о том, что языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития материального и духовного наследия. Ребята узнали о том, что в мире существует много языков, высказывали свое мнение, отвечали на вопросы, читали стихотворения на русском и чувашском языках. Беседа помогла обучающимся понять о том, что в нашей республике все народы живут в мире и согласии, уважают традиции и обычаи друг друга, а языки всех национальностей тесно переплетены.
19 февраля прошел конкурс чтецов и исполнителей песен на чувашском языке. Ребята с помощью педагогов и родителей выучили и рассказали интересные стихи разных чувашских авторов. Особо хочется отметить обучающуюся 9 класса Миронову Надежду со стихотворением «Чĕваш чĕлхи», которая заслуженно заняла 1 место. 2 и 3 места заняли обучающиеся 8а класса Лонтьев Даниил и Мисаков Дамир. Великолепно исполнили чувашскую песню «Чĕваш ен» обучающиеся 8а класса Петров Семен и Леонтьев Даниил. Девочки 5 класса исполнили песню «Асамат кĕпĕре».
20 февраля классные руководители и учителя начальных классов провели телеуроки «Учим чувашский вместе». Они на уроках использовали детские телеуроки "Чăвашла вĕренетпĕр – Учим чувашский", где происходит погружение в языковую среду. Обучающиеся на уроках были активны, старательны и все решили, что каждый уважающий себя человек должен знать язык своего народа – так же, как и его культуру и историю. Знания родного языка делает нас настоящими гражданами своего государства.
21 февраля День родного языка провели в городской библиотеке им. П. Хузанкая. Обучающиеся 9 класса познакомились с книгой известной чувашской писательницы, лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу Евы Лисиной «Ломоть хлеба». Книга посвящена детям, умершим от голода во время войны, считается одной из лучших книг писателя, переведена на многие языки мира.
Библиотекарь Миронова О.В. предложила обучающимся прослушать аудиодиск с отрывком рассказа, продемонстрировала интересную презентацию. В конце встречи обучающиеся выполнили задания: подобрали пословицы о хлебе, выполнили рисунки к рассказу, озаглавили их, строили высказывания на родном чувашском языке.
Интересно и плодотворно прошла неделя родного языка. В ходе мероприятий были применены информационно – коммуникационные технологии. Выполнены задачи по развитию интереса к изучению родного языка, повышению образовательного уровня, обучению обучающихся самостоятельности и творчеству, воспитанию патриотических, гражданских и эстетических чувств.