Практическое занятие "Меры предосторожности и правила поведения на льду"

21 марта 2019 года старший государственный инспектор по маломерным судам Новочебоксарского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по чувашской Республике – Чувашии» - государственный инспектор по маломерным судам Каргин Юрий Леонидович провел занятие с обучающимися школы на тему: «Меры предосторожности и правила поведения на льду в паводковый период» с использованием наглядных пособий и спасательных средств.

Обучающиеся узнали, что основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие его толщины прилагаемой нагрузке. Для одного человека безопасной считается толщина льда не менее <!--?xml:namespace prefix = st1 ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:smarttags" /-->7 сантиметров. Каток можно соорудить при толщине льда 12 сантиметров и более, пешие переправы считаются безопасными при толщине льда 15 сантиметров и более, легковые автомобили могут выезжать на лед толщиной не менее 30 сантиметров. Для определения толщины льда следует его прорубить, вырубить кусок и замерить толщину.

Юрий Леонидович рассказал о том, что для того, чтобы уменьшить вероятность проламывания льда и попадания в холодную воду, необходимо знать и выполнять основные правила:

1) прежде чем выйти на лед, убедитесь в его прочности;

2) используйте нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, необходимо наметить маршрут движения, возьмите с собой крепкую длинную палку, обходите подозрительные места;

3) в случае появления типичных признаков непрочности льда (треск, прогибание, появление воды на поверхности льда) немедленно вернитесь на берег, идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае – ползите;

4) не допускайте скопления людей и грузов в одном месте на льду;

5) исключите случаи пребывания на льду в плохую погоду (в туман, снегопад, дождь, а также ночью);

6) не катайтесь на льдинах, обходите перекаты, полыньи, проруби, край льда. При отсутствии уверенности в безопасности пребывания на льду лучше обойти опасный участок по берегу или дождаться надежного замерзания водоема;

7) никогда не проверяйте прочность льда ударом ноги.

Дополнительную опасность представляет проламывание льда для человека, который несет тяжелый груз: рюкзак, мешок. Переносимый груз увеличивает нагрузку на лед, способствует падению, препятствует быстрому принятию вертикального положения тела, мешает выбраться из воды на лед. Перед выходом на лед нужно ослабить лямки рюкзака и быть готовым к его быстрому сбрасыванию в случае внезапного проламывания льда. При движении по неразведанному льду на лыжах необходимо расстегнуть крепление лыж, освободить руки от петель (темляков) лыжных палок. Это позволит быстро избавиться от палок в случае неожиданного проламывания льда.

С целью обеспечения безопасности движения по льду необходимо исключить случаи возникновения сосредоточенной нагрузки. Это достигается путем соблюдения безопасного расстояния между людьми или техникой. Длительная остановка техники на льду крайне опасна. Наибольшую опасность переправы представляют в период длительной оттепели, а также весной. Безопасность в эти периоды осуществляется путем ведения постоянного контроля за состоянием ледовых переправ и запрещения их использования в случае возникновения опасности.

Если лед проломился:

1) не паникуйте, сбросьте тяжелые вещи, удерживайтесь на плаву, зовите на помощь

2) обопритесь на край льдины широко расставленными руками, при наличии сильного течения согните ноги, снимите обувь, в которую набралась вода;

3) старайтесь не обламывать кромку льда, навалитесь на нее грудью, поочередно поднимите, вытащите ноги на льдину;

4) держите голову высоко над поверхностью воды, постоянно зовите на помощь.

В неглубоком водоеме можно:

1) резко оттолкнуться от дна и выбраться на лед;

2) передвигаться по дну к берегу, проламывая перед собой лед.

В глубоком водоеме нужно попытаться выбраться на лед самостоятельно. Для этого необходимо упереться в край льдины руками, лечь на нее грудью и животом, вытащить поочередно ноги на лед. Этот способ связан со следующими трудностями: постоянное обламывание краев льдины, ее переворачивание и движение, быстро нарастающее охлаждение и утомление человека. После выхода из воды на лед нужно двигаться к берегу ползком или перекатываясь в том же направлении, откуда вы пришли. Вставать и бежать нельзя, поскольку можно снова провалиться.

В случае падения в воду одновременно нескольких человек надо по очереди выбраться на лед, помогая друг другу. На льду нужно находиться только в позе лежа. Можно образовать живую цепочку, лечь на лед и передвигаться ползком к берегу.

Бывают ситуации, когда пострадавший не может самостоятельно выбраться из воды, в этой ситуации ему нужна срочная помощь. Делать это следует незамедлительно и очень осторожно:

1) если беда произошла недалеко от берега и пострадавший способен к активным действиям, ему нужно бросить веревку, шарф, подать длинную палку, доску, лестницу;

2) сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность, надежду;

3) можно взять длинный шест за оба конца, сориентировать его середину над пострадавшим и вытащить его из воды;

4) для обеспечения прямого контакта с пострадавшим к нему можно подползти, подать руку или вытащить за одежду. В этой работе одновременно могут принимать участие несколько человек. Не подползайте на край пролома, держите друг друга за ноги;

5) для обеспечения безопасности необходимо использовать подручные средства: доску, шест, веревку, щит;

6) действовать нужно решительно, смело, быстро, поскольку пострадавший теряет силы, замерзает, может погрузиться под воду;

7) после извлечения пострадавшего из ледяной воды его необходимо незамедлительно отогреть.

В том случае, когда пострадавший скрылся под водой, его необходимо постараться вытащить как можно быстрее из воды и оказать помощь. В холодной воде замедляются функции всех систем организма. Известны случаи, когда удавалось спасти человека, который находился под водой 30 минут и более.

При этом оптимальные результаты могут быть достигнуты в лечебном учреждении, куда необходимо оперативно доставить пострадавшего.

Занятие обучающимся понравилось, ребята активно участвовали при ознакомлении с практическими приемами и основными правилами поведения на льду.