Потребитель
является более слабой стороной в правоотношениях, возникающих между
ним и хозяйствующими субъектами при оказания любого рода услуг, в том числе и
финансовых. В связи с этим специальным нормативным правовым актом —
Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав
потребителей» потребителям предоставлены такие права, как:
- право на получение необходимой и
достоверной информации об исполнителе финансовых услуг и самих финансовых
услугах, которая позволяла бы обеспечить потребителю возможность
правильного выбора этих услуг;
- право на получение услуги,
отвечающей требованиям безопасности, а именно, услуги, которая полностью
бы исключила возможность причинения вреда имуществу (финансам) потребителя
в ходе ее предоставления;
- право на самостоятельный и свободный
выбор финансовой услуги, предусматривающее приобретение необходимой
потребителю услуги без каких-либо дополнительных условий и оговорок;
- право по своему усмотрению обратиться
за разрешением возникшего спора в один из нескольких судов, определенных
гражданско-процессуальным законом (правило альтернативной подсудности).
Кроме того, в договор,
заключаемый финансовой организацией с потребителем не могут быть включены
условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными
законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.
Несоблюдение этого требования влечет за собой признание условий договора,
ущемляющих права потребителей, недействительными. Тем не менее многие
потребители в силу своего нежелания, правовой неосведомленности либо стремления
быстро получить экономическую выгоду не пользуются предоставленными им правами.
Зачастую потребители не читают тексты предоставляемых им для подписания
договоров, дополнительных соглашений и прочих документов, не требуют от
финансовой организации предоставления необходимой информации, безоговорочно
соглашаются приобрести дополнительные услуги и выплачивать штрафы. Все
вышеперечисленные действия (бездействия) впоследствии значительно усложняет
защиту нарушенных прав потребителей, в том числе и в судебном порядке. Наиболее
распространенными случаями нарушения прав потребителей финансовых услуг являются:
- непредоставление потребителю в момент
заключения кредитного договора необходимой и достоверной
информации относительно полной суммы, подлежащая выплате
банку, графика погашения и т .п.;
- изменение банком процентной ставки по
кредиту в сторону увеличения после заключения договора при
отсутствии согласия заёмщика- потребителя;
- предоставление банку-кредитору
права списать определенную сумму в безакцептом (бесспорном) порядке
с любого счета заемщика-потребителя;
- включение в договор условий о взимании
банком штрафа в случае досрочного погашения кредита;
- навязывание банком услуг по
страхованию жизни и здоровья;
- невыплата страховой компанией полного
страхового возмещения при наступлении страхового случая;
- невозврат страховой премии при отказе
потребителя от договора страхования в «период охлаждения»
Контрольно-надзорные
мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, нарушивших права потребителей
финансовых услуг, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) и Центральным
Банком Российской Федерации.
Споры имущественного
характера, возникающие между потребителями финансовых услуг и финансовыми
организациями, разрешаются в суде в соответствии с требованиями
гражданско-процессуального закона. Однако необходимо помнить, что в ряде
случаев, предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ «Об
уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», потребителям
необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования
имущественных споров с финансовыми организациями, путем направления обращения к
финансовому уполномоченному.
Юрисконсульт филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарске» К. А. Хораськин