Как правильно организовать режим дня школьника.
Режим дня школьника должен предусматривать чередование различных
видов деятельности, обеспечивать оптимальный двигательный режим, в том числе на
открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон,
способствовать нормальному росту и развитию детей.
Основными
элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в
школе и дома;
-активный отдых с
максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и
достаточное питание;
-физиологически
полноценный сон;
-свободная
деятельность по индивидуальному выбору.
Учебные
занятия в школе и дома.
Образовательная
недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели.
Рекомендуемый объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня:
- для обучающихся
1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков
за счет урока физической культуры;
- для обучающихся
2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока
физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся
5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся
7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
Для
обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке;
2-4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-7 классов - на 2-4 уроках.
Продолжительность
перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены
(после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут.
Современное
обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие
дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на
персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают
общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с
персональным компьютером не должна превышать:
-Для учащихся
1-4-х классов - 15 мин.;
-Для учащихся
5-7-х классов - 20 мин;
-Для учащихся
8-11-х классов - 25 мин.
Работа на персональном компьютере должна
осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. Необходимо делать перерывы и
проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для
профилактики общего утомления.
К домашним заданиям не следует приступать
сразу после прихода из школы, необходим отдых продолжительностью 2-2,5 часа,
лучше прогулка на свежем воздухе.
Организация рабочего места школьника.
Для профилактики нарушений и заболеваний
опорно-двигательного аппарата и органа зрения следует выполнить ряд
рекомендаций по организации рабочего места дома:
- стол следует располагать у окна так, чтобы было левостороннее освещение (если
ребёнок левша, то свет должен падать справа). Аналогично должно быть налажено
полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в
глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур - рабочее
место школьника следует располагать вдали от телевизора, чтобы не рассеивать
внимание ребенка и не отвлекать его от учебного процесса;
- оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись
локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на
уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для
этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при
правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол
как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую
спинку.
В пространство между грудью школьника и
краем стола должна помещаться ладонь; край стола должен располагаться на уровне
детской груди;
- стул лучше выбирать регулируемый по высоте и углу наклона спинки, по
возможности с подставкой для ног. Сиденье должно быть удобное и мягкое.
При выборе кресла следует отдавать
предпочтение варианту с ортопедическими функциями – ровная и твердая спинка, к
которой будет плотно прижиматься спина ребенка, снимет нагрузку с позвоночника.
Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов
предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка
следует проводить не реже 2 раз в год.
Нормы сна:
- в 7–10 лет — 10–11 часов;
- в 11–14 лет — 9–10 часов;
- в 15–17 лет — 8–9 часов.
Кровать
у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном
комнату нужно хорошо проветривать. Для крепкого и здорового сна необходимо:
-ложиться спать в
одно и то же время;
-ограничивать
после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать
собственные полезные привычки («традиции»): вечерний душ или ванна, прогулка,
чтение книг и т. п.
Правильно
организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость
и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш
ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость
страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня. Помните, правильный
режим дня школьника - залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
Врач
по общей гигиене
филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии
в Чувашской Республике-
Чувашии
в г. Новочебоксарске»
Е.А. Карманова